Благотворительный фонд Абсолют-Помощь

СЕЗОН ПЕРЕЛЕТНЫХ ДЕТЕЙ

Вместе с директорами красногорских школ открыли курсы русского языка для детей-мигрантов. К нашему проекту присоединились чудесные неравнодушные люди. Пришло время познакомиться поближе с «Перелетными учителями».
C 19 школой, той, что в Павшинской пойме, мы работаем давно. В этом учебном году удалось открыть там курсы РКИ для всей начальной школы. Занятия ведет замечательная учительница Айгуль Михайловна Байгудинова. Ребята разыгрывают сценки, разгадывают ребусы, играют в языковые игры, поют песни. Есть и «серьезные уроки» русской грамматики. Работа кипит. В общей сложности курсы посещают 45 человек. Это целых четыре группы!
Недавно к нам присоединились еще две школы из Поймы, школа №16 и школа№ 14. В 14 школе уже есть небольшая группа. С ребятами работает Екатерина Юрьевна Полянинова - очень внимательный и отзывчивый педагог. Занятий прошло совсем немного, но группа расширяется. Много планов и перспектив. 
16 школа только готовится открыть курсы в своих стенах. Скоро старт.
Со школой №12 города Красногорска мы работаем уже не первый год. И наше долгое сотрудничество дает прекрасные результаты. Благодаря стараниям талантливых преподавателей, русский язык изучают целых 5 групп разных возрастов.
С первоклассниками работает Ирина Николаевна Ротарь. 
 Во втором классе занятия ведет 
Светлана Сергеевна Пичулина
Наталья Михайловна Крылова учит русскому языку третьеклассников. 
Занятия в 4 классе ведет Елена Геннадьевна Кунская. 
Анастасия Игоревна Козубай и Елена Васильевна Костина помогают ребятам из 5,6 и 7 классов освоить программу русского языка средней школы. Задача непростая, но они прекрасно справляются.
Уроки очень интересные и разнообразные. Ребята изучают грамматику, играют, смотрят мультфильмы и даже открыли свой кукольный театр.
А ещё в 12 школе есть театральная студия. Вместе с Ладой Андреевной Бельской – нашим молодым и энергичным педагогом, ребята постигают азы театрального мастерства. 

В 20 школе в Путилково помимо курсов удалось открыть субботнюю школу. Теперь еще и по субботам детей и их родителей русскому языку обучают прекрасные педагоги Ирина Мурадовна Канкиа  и Дана Алиевна. Есть в 20 школе и студия фольклорного театра. С огромной радостью ребята поют народные песни, играют в народные игры и изучают русские обычаи вместе с Анной Владимировной Орловой.

Хочется поблагодарить директоров школ и педагогов, без которых у нас ничего бы не получилось.
Вместе мы делаем большое и хорошее дело. С уверенностью можно сказать, что мы делаем его успешно.

РКИ: РУССКИЙ КАК ИГРОВОЙ

ИГРАЕМ! Рисуем, лепим, крутим что-нибудь  в руках   -  и говорим по-русски. Без этого говорения игра не играется –  вот главное! Настольные игры, конструкторы, лего, домино,  куклы, машинки –  все идет и едет.


ТЕАТР: играем стихи, сказки, песенки и всякие прибаутки,  известные русскому ребенку с молоком матери. Учить русский –  так с Маршака и Барто. И кукольный театр, и музыкальный, с ложками и трещотками.


АУДИОКНИГА: громко и правильно читаем в микрофон «Айболита», «Тараканище» и другую классику пятилетних, послушав сперва эти стихи в классическом и авторском исполнении. Так учимся читать. 


КИНОЗАЛ. Смотрим мультфильмы: и русские, и киргизские, и таджикские, и армянские -  что особенно смешно, ведь учитель не понимает ничего. 


КРОКОДИЛ и другие языковые игры:   когда нужно загадать слово, показать, подсказать, догадаться, задать правильные вопросы.


А еще –  ОНИ УЧАТ УЧИТЕЛЯ  узбекскому, киргизскому, таджикскому языку: весело, трудно, полезно. 


Список игр и активити бесконечен. Главное - создавать ситуации,  вынуждающие высказываться, чтобы говорение было не учебной задачей, а необходимостью игры. Ребенок проще нас воспринимает слова на слух: ему не всегда нужна зрительная опора. Эта способность, увы, с годами уходит.


Конечно, это не просто   болтовня. Каждый раз прибавляется с   десяток новых слов. Следим, чтобы ребенок сначала их узнавал –  пассивно   и тут же использовал в речи – активно. И парочку грамматических конструкций, куда без них: «Я беру - я взял; я делаю - ты уже сделал?» Прошедшее время, совершенный вид. Главное –   чтобы смешно было и весело.

 

Ведь  нет занятия веселее, 

Чем говорить на иностранном языке!


https://www.youtube.com/watch?v=0Gf__vpnnHI&list=PLw_WrgkzKcSrof_Tw1BgoHFwm0J8Wbcff&index=29 


КЛАСС РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ


ДЛЯ КОГО?

Это курсы для старшеклассников, которым предстоит сдавать экзамены;  молодых людей, приехавших в Россию работать, а также для родителей наших учеников. 


Старшеклассникам помогаем подготовиться к итоговой школьной аттестации; для молодежи ведем уроки русского языка и других полезных для молодых мигрантов вещей; родителей учим лучше понимать, что их дети говорят по-русски. 


ГДЕ и КОГДА?

По субботам, в Лицее Ковчег. Три группы по 10 человек. 6 занятий в день.  Можем организовать и в других школах, если будет инициатива.


ЧЕМУ УЧИМ?

Студенты выбирают несколько курсов, в зависимости от своих планов и намерений:

Русский, подготовка к ОГЭ

Русский Разговорный

Русский – курс РКИ

Математика -   курс для старшеклассников

Компьютер, пользовательский курс

Английский язык, начальный уровень

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛАСС НЕ ЗАКРЫТОГО… А ОТКРЫТОГО ТИПА!

ДЛЯ КОГО?

Берем детей, которые  оказались, в силу обстоятельств, за бортом  Школы.  Есть дети, которые несколько лет живут в Россию и не ходят в школу вообще – их берем в первую очередь. Есть, которые недавно приехали, но русский язык настолько слаб, что их принимают,  в лучшем случае, в класс на два года младше физического возраста. Есть такие, которых не берут, потому что у них нет регистрации и возможности ее сделать. 


Сперва делаем всё возможное, чтобы помочь определить ребенка в муниципальную школу и только потом, получив отказы,  принимаем его в Международный Класс. 


КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Формально, ученик числится  в обычном классе, назовем его «Класс по возрасту»  – на год младше физического возраста, как правило; (закончив на родине седьмой класс,  допустим,   он вновь идет в седьмой, но не шестой и не в пятый!)  Однако,на первых порах почти  на все уроки эти ученики ходят вместе  – это и есть Международный Класс.  Оформляется это через индивидуальный учебный план. В  классе могут быть дети разного возраста, разница может быть три-четыре года. 


КАКИЕ УРОКИ?

Много русского языка – около 15 часов, математика – 5 часов; другие предметы – по возрасту и классу.  В рамках русского языка выделяем три направления – три курса:  РКИ – русский как иностранный, близкий к классическому школьному курсу русского; РКИ – русский как игровой:  разные виды активности на языке: от настольных игр до постановки спектаклей; Свободные Тексты – ученики пишут и набирают на компьютере тексты насвободные темы.


ОТКРЫТОГО ТИПА…

По мере того, как дети  осваиваются в языке, они начинают посещать уроки вместе со сверстниками – по расписанию Класса по возрасту. Начинаем с уроков искусства: рисунка, музыки, театра и спорта. Потом расширяем список предметов английским, математикой, географией… У каждого ученика, таким образом, - индивидуальное расписание: часть уроков он посещает в Международном классе, часть – в Классе по возрасту, перетекая постепенно из первого во второй. 


КТО РАБОТАЕТ?

Лучшим вариантом представляется Учитель начальной школы продвинутого типа – он может вести две трети часов. На остальные могут приходить разные другие учителя: учитель английского, руководитель театральной студии, физики, химии.   Важной фигурой является куратор класса, он составляет индивидуальное расписание  для каждого ученика, держит связь с родителями, решает всякие внутренние проблемы.

УРОКИ ДРУЖБЫ

А еще время от времени проходят Уроки дружбы:  какой-нибудь учитель  объединяет свой класс с международными учениками: одни дети учат других!  Учат читать, решают вместе задачи,  мастерят, репетируют спектакли. Не известно, кому это общение полезнее: русскоговорящим или иностранным ученикам!


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ

Раз в месяц, вместе с Классом по возрасту, ученики выезжают на экскурсии в Москву: в музеи, на выставки, на производственные экскурсии. 


ВСТРЕЧИ С РОДИТЕЛЯМИ

Непременно раз в месяц мы встречаемся с родителями наших учеников: в школе или чайхане.   Это и родительское собрание, и творческий отчет – дети показывают, чему научились, радуя учителей своих и родителей своих. 


ПРОЩАНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ КЛАССОМ

Программа рассчитана, как правило, на один год: весной ученики могут посещать почти все   предметы со своими сверстниками из обычных классов. Успехов вам, ребята!


ЕСТЬ ЛИ ДРУГОЙ ПУТЬ?

Конечно, хорошо было б  приехавших в Россию детей сразу и целиком  погрузить в языковую среду, посадив в класс русскоговорящих сверстников.   Но это не всегда идет даже в начальной школе, что ж говорить о подростковом возрасте! Как  учить в 7 или 8 классе мальчика или девочку, которые могут по-русски назватьтолько свое имя?  Этих ребят на первых порах надо учить отдельно – в  международных классах и так делается во всех европейских странах. Но   ученики не должны быть закрыты в стенах своего класса – поэтому Международные классы у нас не закрытого, а … открытого типа. 


В ДРУГИХ ШКОЛАХ…

Такие классы нужны и возможны в муниципальных школах, где есть два десятка подростков, плохо говорящих по-русски.  Сделать это очень просто: нужен учитель,  куратор и педагогическая воля директора.  

Кто такие ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ?

Это дети, приехавшие – прилетевшие  к нам из других стран мира. Ребята, мы рады вам! Мы хотим, чтобы в нашей стране вы чувствовали себя свободно и уверенно, чтобы побыстрее научились говорить по-русски и нашли себе хороших друзей!


Как правило, это дети трудовых мигрантов, приехавшие в Россию из республик Центральной Азии и Закавказья – впрочем, какая разница, мы рады всем и готовы всех учить русскому языку!


Сколько их? Пять-шесть процентов от общего числа школьников: 1000 детей в Красногорске, не менее 50 000 – в столице. 


Ходят ли они в школу? Большая часть – да. Однако, часто их берут в класс на год-два-три младше – потому что русский язык очень слабый. Надо ли говорить, что  это  тяжело   для подростка: оказаться в среде чужого языка, да еще в классе не по возрасту? Десять-двадцать процентов детей из семей мигрантов не ходят в школу вообще. Живут в Москве иногда несколько лет и не ходят в школу. Таких детей в городе около десяти тысяч. 


Конституция, Конвенция о правах  ребенка, Закон об образовании предписывает учить всех детей, оказавшихся на территории РФ:   говорящих по-русски и не говорящих, с регистрацией и без, - ребенок должен  учиться в школе. Точка. 


Концепция наша проста: Курсы и Классы. Курсы Русского языка – для тех, кого взяли в школу, но он мало что там понимает; курсы – это занятия после уроков. Классы – для тех, кого не взяли в школу. 


Мы учим приехавших детей русскому языку – чтоб они смогли быстрее освоиться в нашей стране, получить образование, в будущем – найти работу.  Хотим, чтобы ребята получили положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми. 


Но еще не известно, кому всё это нужнее: приехавшим или «местному населению». Современный мир становится очень пестрым и разноязычным: все пришло в движение, языки, культуры, религии и обычаи – всё смешалось в нем. И нам всем надо научиться жить в мире и добром соседстве с  людьми, говорящими на разных языках.


Одним словом: Перелетные Дети, мы вам рады! Чувствуйте себя свободно и уверенно в нашей стране!


ПОДКАСТ НЕДЕЛИ 26 ИЮЛЯ - 1 АВГУСТА

Верь ушам своим! Друзья, у нас готов подкаст с обзором новостей прошедшей недели. 
Вот только анонсы: 

- Чтобы выучить русский, нужно начинать с эскимосского! Секреты первых уроков раскрывают педагоги проекта «Перелётные дети».

- Охота и рыбалка! Правила сетевого PR для социально ответственной журналистики. Узнали сами, теперь хотим рассказать всем.

- Вопросов больше, чем ответов! Как страница «Перелётных детей» в Фейсбуке раз в неделю становится центром бесплатной юридической помощи мигрантам.

- О нескучной школе и уроках русского, которые не похожи на уроки – директор проекта «Перелётные дети» дал большое интервью телеканалу Дождь. 

- Открываем двери всем! Начинается набор учеников в новые группы! У нас сразу 5 новых площадок для уроков в Москве, и ещё больше – возможностей учиться онлайн.

- Наши не сдаются и …сдают экзамены! Выпускница «Перелётных детей» Табасомм Моххамад Казим выдержала вступительные испытания в университет.

- Новый русский! Как изменились правила сдачи экзаменов по русскому языку для мигрантов, которым нужен патент или вид на жительство? 

Наш подкаст - для тех, кто не успевает читать сайт и социальные сети «Перелётных детей», но хочет быть в теме происходящего. 

ПРИГЛАШАЕМ УЧЕНИКОВ!

Друзья, мы ждём всех, кого не берут в школу!
На протяжении 2-х лет наш проект работал на базе одной московской библиотеки – Первой детской казачьей библиотеки № 128. С этого учебного года мы расширяемся и добавляем в партнеры еще четыре библиотеки в разных районах Москвы.
В планах создать 5 международных классов, обучить русскому языку и другим общеобразовательным предметам более 100 человек, помочь им с аттестацией и устройством в школу. Посещение музеев, выставок, кино, мастер-классов включено в программу.
Берем всех. Независимо от цвета глаз, кожи, обложки паспорта, наличия документов и знания великого и могучего.
Бесплатно. Совсем. Книжки, ручки и тетрадки с нас.
4 дня в неделю по 4 урока на протяжении учебного года – это то, что мы предлагаем нашим ученикам. В конце учебного года каждый ученик будет аттестован и ему будет оказана посильная помощь в зачислении в общеобразовательную школу.
Если среди ваших знакомых есть семьи, в которых детей не берут в школы из-за проблем с документами и незнания языка, то смело делитесь нашими контактами. 
Еще нам остро необходимы учителя, которые не боятся браться за решение сложных задач, а работать с мигрантами - это нелегко.
Если есть вопросы, то пишите или звоните на номер +7 915 481 97 46 и спросите Аманова Сердара. 
И любезно просим распространить информацию о проекте. 
Сделаем вместе хорошее дело!

НОВЫЙ РУССКИЙ

Сюрпризов не будет! 1 августа вступили в силу новые правила проведения экзаменов по русскому языку для иностранцев. Теперь мигранты смогут заранее узнать примерные вопросы по русскому языку, истории и законодательству России. Вопросы будут стандартными по всей стране. Требования к их структуре и содержанию, а также банк заданий определит Министерство образования и науки. Обновлять вопросы обещают раз в год, а посмотреть их можно будет на сайте ведомства. Кроме того, каждая организация, принимающая экзамены, обязана предварительно знакомить иностранцев с примерными вопросами.    
Сложность заданий будет зависеть от целей: для трудовых мигрантов достаточно будет пройти «письменный» этап, ответив на вопросы компьютерной программы, остальных ждёт ещё и десятиминутное собеседование, которое будет записано на видео.
Напомним, без сертификатов об успешной сдаче экзамена невозможно получить патент, разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ). До этого регламентацией испытаний занимались региональные власти. 
Заодно, законотворцы определили и методику расчёта стоимости проведения экзамена, а также обозначили предельные цены. Так, испытание для тех, кто хочет получить патент или разрешение на работу, не может стоить дороже 3800 рублей. Желающие получить РВП и ВНЖ будут платить не больше 5900 рублей.
Сертификаты об успешном прохождении экзамена будут учитывать в федеральном реестре документов об образовании. В июне вступило в силу постановление Правительства, согласно которому срок действия сертификатов для получения ВНЖ будет действовать бессрочно, все остальные — три года.

МЫ - НА "ДОЖДЕ"!

"Не надо никаких страхов и фобий! Миграция - это не проблема для местного населения, это нормальный социальный процесс. Главное, чтобы была правильная политика, правильное отношение к миграции. Миграция — это положительный, в общем, такой социальный факт. Миграция говорит о том, что наша страна все-таки экономически держится на плаву, так же как Европа, слава богу, и следовательно, сюда люди едут. Поэтому миграция — дело хорошее и нестрашное", - директор проекта "Перелётные дети" Рустам Иванович Курбатов дал большое интервью Наталье Синдеевой. 
Послушать разговор полностью - можно на платформе телеканала "Дождь",
прочитать текстовую версию - на сайте проекта "Перелётные дети" в разделе "Сами о себе".

ПЕРЕСДАЧИ НЕ НАДО

Выпускница «Перелётных детей» Табасомм Мохаммад Казим сдала вступительные экзамены в Университет Дружбы народов. Результаты станут известны в августе, но Табасомм уверена в своих силах. Напомним, девушка поступает на факультет международных отношений, чтобы стать дипломатом от России на своей Родине – в Афганистане. К экзаменам по английскому и истории Табасомм готовилась самостоятельно, а вот русский – подтягивала на уроках в «Перелётных детях». Говорит, на экзамене по русскому было всего четыре сложных вопроса, а остальные «нормальные». Мы желаем нашей отважной выпускнице удачи и верим, что она поступит в РУДН своей мечты.
Узнать историю Табасомм и увидеть Москву её глазами можно здесь https://pereletnye-deti.ru/ru/smi-o-pereletnyih-detyah/125-utomlennye-solncem.html
А мы ищем новых учеников! Тех, кто хочет учить русский язык легко, в хорошей компании и совершенно бесплатно! В этом году мы открываем очные детские группы сразу в пяти библиотеках Москвы! Записаться и задать вопросы можно руководителю направления, педагогу Сердару Аманову 
+7 915 481 97 46 

Наверх